«Санитары леса»
Если бы не сотрудники Управления ФСБ по Омской области, вмешавшиеся в столь запущенную историю в Тарском районе и добившиеся торжества закона над местечковыми негласными порядками, возможно, всё продолжалось бы и дальше. Казалось бы: от 28-тысячной Тары до областного центра всего-то около 300 км, но жизнь в тех краях еще недавно кипела нешуточными криминальными страстями, а лесному фонду наносился серьезный ущерб. Но обо всем по порядку.
Всё это вопиющее безобразие ведет свою историю с эпохи «торжества рынка» и повсеместного нарушения законов, но когда на дворе уже был 2010 год и в стране наводили порядок, в Тарском районе «лихие девяностые» в сфере заготовки леса лишь набирали обороты. Лес пилили вовсю, причем брали самый лучший и дорогой, выдавали свои противоправные действия за «санитарную вырубку», и всё сходило с рук.
Так 10 лет назад Главное управление лесного хозяйства Омской области через стандартную форму аукциона реализовало право аренды сразу 10000 гектаров хвойных лесов под Тарой за символические деньги двум предпринимателям – Хомюку и Перепелкину. Победители аукциона должны были вырубать на данной территории старые осины, березы и не трогать сосны, среди которых, кстати, были реликтовые вековые деревья. Как раз эти огромные и бесценные сосны принялись с задором вырубать «санитары леса», и уничтожили бы их полностью, не попадись на их пути образованный и активный человек – учительница Людмила Жукова.
Женщина одна выступила против целой толпы любителей наживы. Она вела бесконечную переписку с ответственными чиновниками, которые в ответ генерировали ей что-то вроде текста песенки «всё хорошо, прекрасная маркиза», а на местах преступлений не могли в упор разглядеть огромные вырубленные с явным нарушением и превышением в разы разрешенных норм участки.
В 2014 году в районе Екатерининского бора, где орудовали «черные лесорубы», побывали эксперты со стороны – сотрудники департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу. Они полностью подтвердили всё то, о чем писала Жукова в своих обращениях. После этого «для успокоения общественности» арендатору на уровне омских чиновников выписали смехотворный штраф в 10 тысяч рублей, ну а чтобы активистка не портила кое-кому жизнь и успешный криминальный бизнес, ее дом несколько раз поджигали, в последний раз – в 2017 году. Женщине повезло: она осталась жива и не отступила.
«Кручу-верчу…»
Криминальные личности построили свою систему работы. Хомюк и Перепелкин сдавали заповедные участки субарендаторам (в материалах дела фигурировал Роман Калашников и его бригады). Пилили деревьев примерно в 10 раз больше, чем вообще было возможно по нормам, быстро продавали дорогую древесину. После чего арендаторы писали в полицию о якобы неизвестных, которые вырубают лес на их участках, и эти заявления, конечно, никто в работу не запускал. Или делали вид, что работают с ними. Вдали от больших городов, к сожалению, до серьезной внезапной проверки извне встречаются подобная имитация работы.
«Арендаторы» за это время обросли связями и чувствовали себя вполне комфортно. Может быть, поэтому и в Омске стали звучать версии, даже из уст чиновников о том, что вырубки – дело рук местных жителей, а предприниматели, в общем-то, ни при чем. Даже после выявленных нарушений и того самого символического штрафа в 10 тысяч, договорные отношения с нарушителями продолжились. Вначале, конечно, их расторгли, но потом Хомюк снова получил право рубить лес. В Главном управлении лесного хозяйства Омской области ситуацию отпустили по сути в самостоятельное плавание.
Но сколько веревочке не виться, должен был неизменно наступить логический конец этого наглого попирания закона в отдельно взятой местности. Тем более, что фактов, доказывающих это, становилось всё больше.
Реальные подвижки начались после того, как тема попала в повестку федеральных СМИ и под пристальное внимание активистов ОНФ. Подключился к теме и ставший главой региона в конце 2017 года Александр Бурков. Был уволен руководитель Тарского лесхоза, а правоохранительные органы возбудили более десятка уголовных дел.
Правда, преступников упорно не удавалось отправить за решетку. По каким причинам это происходило не ясно, и тут к делу подключились сотрудники УФСБ по Омской области, и оно сдвинулось с мертвой точки.
От условного наказания к реальному
«Незаконная рубка лесных насаждений, совершенная в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору», — так звучало обвинение по делу, возбужденному по материалам регионального Управления ФСБ. Сотрудники органов госбезопасности весной этого года развернули в Таре свое отдельное подразделение для борьбы со всеми, кто не хочет и сегодня соблюдать закон.
А вот горе-бизнесмен Хомюк не понял, что ситуация в корне поменялась, и на суде по-прежнему не признавал своей вины. Интересно, что выявленный ранее ущерб от действий «черных лесорубов» областное Главное управление лесного хозяйства почему-то тоже не признало и даже попыталось оспорить экспертизу, результаты которой в прокуратуре приобщили к делу. Близился финал этой порядком затянувшейся истории.
В июле этого года прозвучал приговор суда. Хомюк был признан виновным и вместе со своим подручным Фугаровым получил условный срок 3 года, штраф в размере 8,66 млн и запрет на рубку леса. Но долгие годы безнаказанности сделали своё дело: осужденный подал на апелляцию в областной суд. Здесь и была поставлена жирная точка – условный срок заменили на реальный – полтора года в колонии общего режима. Вполне достаточное время подумать над своими действиями. Приговор вступил в законную силу в конце сентября 2020 года.
Акцентируем внимание на последнем приговоре особо. Это первый случай, когда в Омской области удалось реально отправить за решетку предпринимателя, рубившего лес с грубым нарушением законодательства. Остается надеяться, что эта история послужит уроком другим криминальным любителям поживиться за счет национального богатства нашей страны – леса.