28 октября – ИА SM.News. Известный российский специалист по компьютерным технологиям, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Ашманов выступил недавно с предложением: «У нас сейчас возник аналог ГКО, а именно – координационный совет по всему, что касается специальной военной операции. Мне кажется, в рамках него должно возникнуть Росинформбюро, которое, наконец, станет единым голосом государства». То есть речь идет о том, чтобы в России была создана государственная медиакорпорация, которая будет работать вместе с координационным советом, по централизации и контролю информационных потоков, касающихся освещения спецоперации на Украине.
«Все мы понимаем на тривиальном уровне, что нельзя называть местоположение частей наших ракетных установок и так далее, но и пропаганду вражескую нужно душить, пока она не распространилась. Кто-то должен очень быстро принимать решение вплоть до уровня телефонного права: звонить в СМИ и говорить, что, если ты сейчас это не снимешь, завтра у тебя не будет лицензии, а может быть, и к вечеру», — отметил Ашманов.
Идея была озвучена на круглом столе временной Комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ. Подобное предложение с точки зрения обеспечения государственной информационной политики является своевременным и актуальным. Давайте рассмотрим, почему.
С самого начала СВО в информационном пространстве нашей страны развернулась бурная конкуренция между государственными источниками информации, многочисленными блогерами и владельцами телеграмм-каналов, а также иностранными медиа, работающими как напрямую, так и через многочисленные прокси-источники. В связи с этим у населения, далекого от устройства информационной сферы, время от времени нарушается целостное и адекватное восприятие происходящего в районах боевых действий.
В качестве примеров можно привести освещение событий во время отвода российских войск в районе Харькова или рассказ о ситуации в окрестностях Херсона. Многочисленные «военные корреспонденты» всех видов своими бесконечными сообщениями со значками «срочно» создали волны негатива по отношению к действиям командования российскими войсками, что по сути больше смахивает на дискредитацию собственной армии. Такая же истерия, но знаком «плюс» нагнеталась в первые недели СВО, когда уровень шапкозакидательства в отношении противника, превышал все разумные пределы и тиражировались бесконечные позитивные новости. А при первых же проблемах, с которыми столкнулись наши военные и которые неизбежны в любой войне, для населения это стало своего рода шоком («у нас же всё так хорошо или нас обманывают?»).
Многие информационные провалы, а именно так можно назвать ситуации, в которых уже не раз оказывались отечественные медиа во время различных этапов спецоперации, связаны в первую очередь с хаотизацией самого информационного поля СВО. Ежедневные отчеты Минобороны РФ в этом бесконечном мелькании «горячих новостей» и «только что нам сообщили» теряют свою ценность и просто тонут в потоке мутной повестки дня. В связи с этим возникает и тот самый момент, о котором говорил Игорь Ашманов, «пропаганду вражескую нужно душить, пока она не распространилась». Пока этого нет, и та самая вражеская пропаганда по злому умыслу или по примитивному недоразумению репостеров часто гуляет по российским негосударственным источникам и даже попадает на «окологосударственные» лояльные блоги и телеграм-каналы. Что с этим делать?
Сразу оговоримся – не должно быть какой-то специальной идеализации и рафинирования информационного поля, когда все новости о СВО будут «белыми и пушистыми». Ложь и приглаживание действительности у нас в народе всегда неплохо обнаруживают, да и сегодня интернет-поиск вместе с примитивным чувством логики позволяют при желании проверить информацию. Но контролировать крупные точки исходящей информации государству не просто можно, а уже давно нужно. Неужели в России нельзя банально отслеживать пару сотен наиболее раскрученных и массовых каналов в Телеграме и сообществ в социальных сетях? При современных технологиях заметить начавшийся вброс и оценить его вред – дело недолгое: существует и программное обеспечение, есть и специалисты по борьбе с фейками. И вот тут как раз и стоит централизовать процесс, что и предложил Ашманов на круглом столе временной Комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ.
Цензура, умная и гибкая, должна появиться на уровне всей страны. И чтобы не было классических «перегибов на местах», ни в коем случае не стоит делегировать ее функционал малограмотным клеркам на уровне регионов, которые тут же наломают столько дров так, что население массово перестанет доверять официальным источникам информации, а патриотически настроенные авторы не смогут производить качественный контент. Соблюдение единых правил освещения СВО и профессиональный оперативный контроль за качеством распространяющихся в медиа данных – сегодня очень важны. Именно поэтому в России необходимо Росинформбюро или любая другая перспективная современная живая и серьезная структура, от которой ждут упорядочения новостных потоков хотя бы по спецоперации. А потом, набравшись опыта, дойдем и до обычных «невоенных» новостей.