ОмскСб, 20 Апреля 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Петрозаводск
Архангельск
Великий Новгород
Ленинградская область
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Запорожье
Херсон
Донецк
Луганск
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Казань
Ульяновск
Саратов
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
ЯНАО
Югра
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Анадырь
Хабаровск
Спецоперация России
Последние новости
Спецоперация России
Спецоперация России
#Аналитика

Летное училище из Омска стало оживать после кризиса

Минуло уже больше года, как в материале РИА SM-News мы затронули тему функционирования единственного в России учебного заведения, где готовят пилотов и бортмехаников для самого массового отечественного вертолета Ми-8/Ми-17, - Омского лётно-технического колледжа (ОЛТК ГА). Тогда в ноябре 2019 года ситуация была кране сложной. СМИ, силовики и даже Администрация Президента России получали многочисленные жалобы курсантов, которые не могли пройти своевременно летную практику и соответственно получить право пилотировать вертолеты после окончания колледжа. Как обстоят дела сегодня?

#Аналитика
Летное училище из Омска стало оживать после кризиса
#Аналитика
Минуло уже больше года, как в материале РИА SM-News мы затронули тему функционирования единственного в России учебного заведения, где готовят пилотов и бортмехаников для самого массового отечественного вертолета Ми-8/Ми-17, - Омского лётно-технического колледжа (ОЛТК ГА). Тогда в ноябре 2019 года ситуация была кране сложной. СМИ, силовики и даже Администрация Президента России получали многочисленные жалобы курсантов, которые не могли пройти своевременно летную практику и соответственно получить право пилотировать вертолеты после окончания колледжа. Как обстоят дела сегодня?

1 марта – ИА SM.News. Большая техническая пауза

Суть проблемы с обучением курсантов Омского лётно-технического колледжа имени Ляпидевского была достаточно простой, непростым было ее решение. На пилота вертолета в Омске готовили 2 года 10 месяцев. За это время курсант согласно программе должен после 2 курсов налетать на легкой машине первоначального обучения 50 часов.

После третьего курса требовалось добавить к налету еще 40 часов на большом Ми-8: такой вертолет является выпускным типом и именно он будет вписан в свидетельство коммерческого пилота как тип воздушного судна, к управлению которого допущен курсант. Но вышло так, что отработавшие свой ресурс легкие вертолеты Ми-2 заменили импортными (французские Eurocopter AS-350 B2), а затем оказалось, что и обслуживать их, в общем-то, негде и запчасти «золотые».

Потом приобрели 3 «локализованных» на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) американских вертолета Bell-407GXP и с ними тоже возникли проблемы. Ну и вдобавок встали на прикол большинство Ми-8. Идеальный шторм, как говорится.

Пока вертолеты стояли в ожидании ремонта, курсанты в Омске выстроились в очереди, чтобы налетать положенные им часы. Очередь стала уже печальным анекдотом среди российских вертолетчиков: в конце 2019 года перед курсантами выпуска 2018 года полетов ждали еще 90 курсантов. Перед курсантами выпуска 2019 года задержка в очереди достигла 116 курсантов. Общая же суммарная задержка превысила 200 курсантов.

Ветер перемен

В 2020 году жители Омска и пригородных районов с удивлением увидели сразу по два (а иногда и три) легких вертолета с небольшими интервалами, пролетавших над их головами. Это были те самые «Беллы». Интенсивность полетов была просто фантастической, особенно, на рубеже минувшего и текущего годов. Вертолеты носились по маршрутам, отрабатывали зависания неподалеку от автомобильных трасс, летали по замкнутому кругу.

Все следившие за историей с Омским лётно-техническим колледжем облегченно вздохнули: началась летная практика и ликвидация очередей из десятков молодых пилотов. К активно эксплуатирующимся «Беллам» присоединились два новых российских «Ансата».

Как сообщил РИА SM-News источник в ОЛТК ГА, с практикой дела реально выправляются: «Отлетали 2019 год выпуска, сейчас завершаются полеты курсантов 2020 года выпуска, и по предварительным данным выпускников 2021 года будут вызывать в мае месяце отрабатывать практику на легких вертолетах».

Звездой соцсетей стала выпускница колледжа Ирина Долинина. Она стала первой девушкой-пилотом, подготовленной на новой машине в Омске. Ирина успешно сдала практику и с высокими результатами поступила на работу в авиационный отряд компании «Русские Вертолётные Системы» в соседней Томской области. Кстати и в этой компании девушка за штурвалом также стала первопроходцем среди представительниц прекрасного пола.

Большой объем полетов в колледже серьезно подстегнул интерес к авиации среди молодежи омского региона. Если раньше многие дети за пределами Омска редко видели вертолеты, то теперь они стали интересоваться их полетами и профессией пилота, которой можно научиться в областном центре. Всё это вызывает только позитивные эмоции, но что же все-таки произошло за это время такого, что уникальное учебное заведение снова оказалось на высоте?

В режиме ручного управления

Мощный поток жалоб и многочисленные публикации в СМИ привели к тому, что к решению вопроса подключилась прокуратура. Как сообщили ее представители, «надзорное сопровождение прохождения летной практики курсантами Омского летно-технического колледжа гражданской авиации, являющегося филиалом ФГБОУ «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева», которые из-за отсутствия необходимого количества часов налета на учебных воздушных судах на протяжении полутора лет не могли получить документы об образовании, было организовано Приволжской транспортной прокуратурой совместно с Западно-Сибирской транспортной прокуратурой по поручению генерального прокурора РФ».

Естественно, что были выявлены нарушения и головной структуре в Ульяновске были вынесены представления. Во взаимодействии с Росавиацией был выполнен мониторинг ситуации с обеспечением Омского колледжа исправными воздушными судами и летно-инструкторским составом. Были подтверждены факты нехватки средств у омской кузницы вертолетных кадров на ремонт судов и заработную плату инструкторам.

Также в ходе проверки обнаружилась задолженность по прохождению летной практики курсантов в общем размере более 14 тысяч (!) часов. Также сообщалось, что ситуация возникла по причине нехватки в учебном заведении и его филиалах необходимого количества учебных воздушных судов и летно-инструкторского состава, и еще в 2019 году транспортная прокуратура по суду обязывала учебное заведение обеспечить будущим пилотам летную практику.

Далее уже на уровне Генеральной прокуратуры страны были об этом проинформированы органы государственной власти, в сфере ответственности которых находится работа Омского летно-технического колледжа и его головной структуры — Ульяновского института гражданской авиации. Появились необходимые дополнительные средства.

И вот в феврале 2021 года прокуратура сообщила СМИ о том, что накопленная перед курсантами в Омске задолженность по прохождению летной практики полностью ликвидирована. Получается, что кризисная ситуация решена, и работа учебного заведения в части практических полетов вышла на нормальный режим.

Вместо выводов

История с Омским лётно-техническим колледжем имени Ляпидевского наделала много шума в авиационном мире нашей страны. Учитывая, что поток желающих стать пилотами уже давно стабилен, и горький опыт девяностых годов прошлого века уходит в историю, в сфере подготовки летного состава остаются проблемы.

На дворе 2021 год, а у нас по-прежнему используются иностранные машины, пусть и локализованные на Урале (как ни крути, но двигатели и радиоэлектронное оборудование в них всё равно из-за рубежа). По-прежнему парк воздушных судов даже в одной категории – это смесь разных типов («Белл», «Еврокоптер» и «Ансат»), а значит и их более высокая стоимость эксплуатации. Вдобавок вроде бы новый и российской разработки «Ансат» пока летает с американскими двигателями, а импортозамещающие, отечественные силовые агрегаты, для него еще находятся в разработке.

Наведение порядка в сфере гражданской авиации дело не сиюминутное, и пример из Омска показывает, что проблемы можно и нужно решать. Правда, пока чисто по-русски, всем миром: когда для того, чтобы учились в небе молодые пилоты, приходится задействовать массу людей из разных ведомств, писать письма Президенту и т.д. Будем надеяться, что из омской вертолетной истории будут сделаны системные выводы на государственном уровне, и больше она не повторится.

На фото в начале статьи: вертолет Bell-407GXP, использующийся для летной практики курсантов ОЛТК ГА

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.